Кризис трех летнего возраста
С одной
стороны, в это время кроха становится все более самостоятельным. Но
одновременно в нем просыпается целенаправленное любопытство, которое — конечно
же — малышу очень хочется удовлетворить. Ощущая свои возможности, ребенок
начинает все более непосредственно восставать против ограничений и стремится к
тому, чтобы составить обо всем собственное мнение.
Каприз или кризис?
С точки
зрения развития у малыша способности любить, он на этой стадии словно хочет
постоянно удостоверяться: его любят таким, какой он есть, когда он с мокрыми
штанами или грязной попой, когда убегает и настаивает на своем, когда действует
по собственному усмотрению, вопреки предложенному взрослыми «разумному» пути
решения проблемы. Малыш становится строптивым и своевольным. Он хочет все
делать сам, даже то, что не умеет.
Что же такое
этот самый пресловутый «негативизм» и чем он отличается от «капризов» и
непослушания?
Негативизм
вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать
то, что его просили не потому, что ему этого не хочется, а именно потому, что
его попросили об этом.
Негативизм
отличается от непослушания, когда ребенок не следует указаниям взрослого
потому, что занят чем-то более важным для себя или интересным. Негативизм
адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на
выбор другое, более интересное для него занятие и он согласился, то изначально
это было непослушание. При негативизме он станет отрицать все, что бы ему ни
предлагалось.
При этом
негативизм обычно «избирателен» по отношению к окружающим: малыш отказывается
выполнять указания кого-то конкретного: мамы, няни, одной из воспитательниц. С
остальными он может быть покладистым и милым. Главный мотив, который движет
здесь ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот. Упрямство малыша
выражается в это время и в том, что он если сам требует чего-то, то делает это
опять же не потому, что ему так хочется, а потому, что именно он этого
потребовал.
Негативизм
отличается и от капризов. Капризы — и родителям стоит вспоминать об этом почаще
— это способ привлечь к себе внимание, пусть даже негативное. Малышу кажется,
что «по-другому» его не замечают, то есть какие-то важные для него моменты
взаимоотношений со взрослым были упущены. Именно поэтому дети так часто
капризничают, когда мама забирает их из садика или возвращается из
командировки, — для них это пока единственный способ приковать к себе ее
внимание «на подольше». Избавиться от таких капризов проще простого —
удовлетворить потребность малыша быть любимым, выслушанным, обласканным.
Бунт на корабле
Кризис трех
лет — это прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности
ребенка и окружающих людей. Он протекает остро лишь в том случае, когда
взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к
самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний
тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и
активность ребенка.
Если же
взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие с их малышом, если они
предпочитают партнерские отношения гиперопеке или авторитарному стилю
поведения, конфликтов практически не будет или они будут иметь лишь преходящий
характер. Скорректировать взаимоотношения маленького бунтаря с родителями
специалисту бывает несложно, поэтому, если вы не справляетесь сами, не
постесняйтесь обратиться за помощью, дабы не портить жизнь ни себе, ни ребенку.
В этот период у ребенка впервые просыпается и может ярко проявляться агрессия.
Переживать по этому поводу не стоит — чаще всего ребенок и сам не понимает, что
с ним вдруг случилось, и — главное! — совсем не знает, что делать с этими
возникшими в нем очень сильными эмоциями. Задача родителей — подсказать,
объяснить, научить кроху выражать негативные эмоции без причинения вреда как
окружающим (через внешние действия), так и самому себе (посредством подавления,
отложения или замещения). Делать это надо, конечно, не в тот момент, когда
малыш разбушевался и ничего не понимает, а тогда, когда он спокоен — через
игру, сказку, рисунок. Очень хорошо действует шуточная битва подушками,
бросание друг в друга газетных шариков, рисование всей ладонью с размахом на
больших листах или стенках ванной, откуда следы такого терапевтического
творчества легко смыть.
Учимся играть
Три года —
тот возраст, когда ребенок готов к переходу от простых манипулятивных игр —
постучать, повозить, побросать — ко все более усложняющимся сюжетам. Однако в
этом ему требуется помощь старших, особенно если ребенок в семье один или
старшие дети с ним не играют. Помогите крохе выстроить последовательность
действий, разберитесь, что и как будет делать в предлагаемой ситуации каждый из
его персонажей. При этом постарайтесь не навязывать свое видение, а следовать
за представлениями малыша о том, как должна протекать игра, как кого зовут, что
он говорит, что делает, каким характером обладает. Ведь помимо развлекательных
моментов в игре ребенка часто присутствует проигрывание важных для него
ситуации, поиск правильного поведения в тех или иных обстоятельствах, борьба со
страхами или иными негативными эмоциями.
Проигрывать
можно и вполне реальные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых малыш
чувствовал себя неуверенно или в которых ему предстоит оказаться. Одной из
таких важных тем для трехлеток становится посещение детского сада или выход
мамы на работу. Чтобы малыш чувствовал себя увереннее и свободнее в новых
обстоятельствах, придумайте с ним сказку, рассказывающую в подробностях, как,
например, одна из его любимых игрушек отправилась в садик, играла там с такими
же зверятами или ребятами, рисовала и лепила, пела со всеми песенки, обедала,
встречала вечером маму... Так же, в игровой форме кроха сможет узнать и о
правилах поведения в садике, и о том, как общаться и играть с другими детьми и
чужими взрослыми, и о том, как вежливо попросить или сказать о чем-то для себя
необходимом. Ведь три года — еще и возраст, когда малыш начинает активно
общаться со сверстниками, уже без помощи и даже частенько без присутствия
родителей. И, соответственно, получает первые уроки того, как знакомиться,
играть вместе, делиться игрушками, решать конфликтные ситуации, защищать себя и
отстаивать свои интересы.
Родители
часто задаются вопросом: а как понять, готов ли малыш к детскому саду? Может
быть, лучше, если он еще какое-то время посидит дома с няней или бабушкой?
Чтобы понять
это, понаблюдайте за своим ребенком повнимательнее. Как он играет и общается с
другими детьми? Если он не испытывает при этом особых затруднений, умеет
находить выход из конфликтных ситуаций и особенно если ему интереснее со
сверстниками, чем дома в привычном окружении, можно считать, что особых
затруднений во вхождении в детский коллектив он не испытает. Конечно, очень
важным фактором является обученность хотя бы элементарным навыкам
самообслуживания: малыш умеет по большей части сам одеваться (ему требуется
помощь лишь со сложными застежками или завязками), самостоятельно и при этом
достаточно быстро и аккуратно есть, приучен пользоваться туалетом, мыть руки,
умываться, пользоваться носовым платком и салфеткой за обедом. Частенько мамы,
намучившись с маленькими строптивцами, стремятся спихнуть их в сад, надеясь,
что профессионалы-то справятся там, где родители оказались бессильны. Лучше
этого не делать — ведь кроха не виноват в том, что растет и развивается, и в
данный момент он нуждается всего лишь в повышенном внимании и любви именно
близких людей, а не в отлучении от них.
И ни в коем
случае нельзя грозить ребенку садиком как наказанием за непослушание — в этом
случае, скорее всего, он никогда не сможет нормально адаптироваться в новых
условиях.
Эйнштейны, Моцарты, Ван Гоги
Три года —
возраст, когда у малыша уже достаточно ярко проявляется заинтересованность в
каких-то конкретных делах и занятиях, если, конечно, взрослые помогали ребенку
и знакомили его с ними. Одни готовы полдня возиться с красками и пластилином.
Другие, чуть заслышав звучание любой мелодии, принимаются напевать и танцевать.
Третьи увлеченно возятся с конструктором и собирают сложные мозаики, четвертых
не оторвешь от книжек с картинками, пятые — лучшие друзья всех окрестных
Шариков и Мурок...
Мой сын,
например, в этом возрасте готов был часами стоять на вокзале и рассматривать
электрички, знал все поезда «в лицо» и запоминал страницами скучнейшие тексты
из энциклопедии про поезда. «Ту-ту» были и друзьями, и развлечением, но под их
«соусом» мы разобрались во множестве сложных вопросов, связанных со скоростью,
движением, размерами, длиной, географией, физикой... Ведь это так интересно —
вернувшись с прогулки, найти на карте, что это за таинственные города: Орел,
Тула, Херсон, Сочи. А почему один поезд едет быстро, а другой — медленно?
Товарный — длинный, а электричка — короткая. И вагоны с мостика считать удобно.
А почему, когда стоишь снаружи, то едет поезд, а когда внутри — то кажется, что
ты сидишь на месте, а перемещается все вокруг? Так с помощью любимого увлечения
можно погрузить ребенка в мир увлекательных исследований окружающей
действительности и ее законов, и это не будет ему в тягость, а, наоборот, будет
восприниматься с восторгом и воодушевлением и запоминаться с легкостью и
надолго.
А вот
простое заучивание букв и цифр — к сожалению для многих родителей, гордых тем,
что их малыш может без запинки отбарабанить «раз, два, три, четыре, пять...», —
вовсе не свидетельствует о развитии интеллекта, а неправильное обучение
частенько даже мешает в дальнейшем подросшему малышу учиться читать и считать.
В этом возрасте гораздо полезнее освоить занятия и игровые упражнения, которые
действительно будут готовить малыша и к пониманию законов математики, и к
чтению, будут способствовать развитию речи и словарного запаса.
Например,
замечательная игра «Полслова за тобой» — вы называете крохе начало слова, а он
его заканчивает. Сначала используйте простые слова, можно даже сопровождать их
показом картинок или игрушек либо простыми пояснениями. Например, вы говорите:
«Кто говорит "гав-гав?" Это Со-ба...» — малыш должен закончить
«...ка». «Амяу-мяу? Кош...» — «...ка». При этом, если сначала ребенок обычно
называет все слово, постепенно переводите его на произнесение именно окончания,
чтобы он привыкал слышать слова по частям. Потом можно поменяться ролями — он
загадывает слово, а вы его продолжаете. Интересно придумывать и слова, которые
начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному: «Ко...»— «...ни»; «Ко...» —
«...за»; «Ко...» — «...рова» и т.д.
Другая игра
— «Назови, какой он бывает» — учит малыша различать признаки и свойства. Вы
называете предмет или, например, животное, а малыш придумывает 3—5 его качеств.
«Трава...»— «Зеленая, высокая, сухая, скошенная, густая». «Я знаю пять...»
(цветов, видов транспорта, животных, птиц, имен и т.д.) — игра, которая поможет
малышу научиться классифицировать и объединять предметы, а заодно и познакомит
его с окружающим миром.
В этом же
поможет и игра «Найди лишнее» — вы показываете или называете малышу три
предмета, объединенных одним свойством, и одно — лишнее, которое он и должен
угадать.
Очень
простая и полезная игра «Что из чего состоит» — спросите ребенка, знает ли он,
что делают из молока (творог, масло, сыр, сметану, мороженое...). А что кладет
мама в суп? А что нужно, чтобы построить дом? Или нарисовать картинку? Чем бы
ни увлекался ваш кроха, постарайтесь побольше обращать его внимание на
происходящее вокруг: на звездное или покрытое облаками небо, смену времен года
и погодные особенности, различные растения, на Варианты нормы Три года — это
еще и возраст резких контрастов между самими трехлетками. Одни к этому времени
говорят сложными предложениями, легко учат стихи, поют и танцуют, демонстрируют
яркие способности, а другие — только начинают выражать свои мысли
предложениями, никакие научаться самостоятельно орудовать ложкой и застегивать
куртку. Причем и то, и другое, в общем-то, варианты нормы. Однако, чтобы не
возникало лишних беспокойств из-за сравнения «своего» с «соседскими»,
ориентируйтесь на следующие, конечно, тоже весьма приблизительные показатели,
от которых обычно отталкиваются специалисты, тестируя уровень развития
трехлеток.
Итак,
хорошо, если бы к трем годам ваш малыш умел:
• правильно
отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно
пользоваться предлогами «в», «на», «за», «под»; употреблять предложения с
однородными членами;
• быстро и
правильно собирать пирамидку; складывать картинку из четырех частей; собирать
несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями;
• находить в
окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов
больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине);
• называть
свое имя и фамилию; имена людей его ближайшего окружения;
• называть и
отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи
«обувь», «мебель», «посуду»); знать и называть шесть основных цветов; различать
времена года; называть существенные детали и части предметов;
•
концентрировать внимание, то есть выполнять задание, не отвлекаясь, в течение
примерно пяти минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле
зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять
задания по предложенному образцу;
• запоминать
3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую
прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем,
вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
• изображать
простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые,
наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения
пальчиковой гимнастики.
•
самостоятельно есть ложкой, разламывая при необходимости еду на куски (котлету,
омлет), наливать сок из пакета в чашку, знать назначение столовых приборов;
•
самостоятельно одеваться, с помощью взрослого справляться с любыми застежками,
находящимися впереди или сбоку. животных, птиц — даже на разнообразие товаров в
магазине, куда обычно отправляетесь за молоком! Все это поможет ему расширить
словарный запас, перевести его из пассивного в активный, начать строить сложные
предложения, пользоваться прилагательными и наречиями, различать интонации
речи, состав и звучание слов.
Двигательная активность
Три года —
это еще и тот возраст, когда ребенок учится владеть своим телом, активно
формируются его двигательные навыки. Поэтому, помимо рисования, счета и книжек,
не забывайте отводить достаточное количество времени на подвижные игры. Не
стоит забывать, что от двигательной активности в немалой степени зависит и
рост, и развитие мозга, и формирование межполушарных связей, и интеллектуальные
способности.
Конечно,
прежде всего это игры на улице — ребенок в этом возрасте может вполне успешно
освоить различные виды игры в мяч (бросать его одной и двумя руками, бить по
нему ногами, бросать в цель, ловить, перебрасывать через сетку, отбивать
ракеткой). Малыш быстро научится кататься на велосипеде и самокате, может
начать кататься на роликах, коньках, лыжах. И, конечно же, просто как можно
больше бегать, прыгать, лазать, кататься с горок, что дети обычно проделывают с
удовольствием. Но даже если на улице плохая погода, а у вас маленькая квартира,
можно придумать множество спортивных развлечений и на небольшом пространстве.
Бег на руках по коридору, обходя препятствия, ползание на четвереньках и животе
вперед и назад, кувырки, бросание мягкого мячика в цель, дартс, прыжки через
невысокие препятствия, занятия на домашнем спорткомплексе... А вот в серьезные
спортивные секции малыша отдавать пока не стоит, чтобы это не привело к
одностороннему развитию определенных групп мышц и деформации скелета. Лучше
найдите занятия ритмикой, аэробикой, подвижные игры именно для этой возрастной
группы. Еще одно прекрасное занятие — плавание, так что, если у вас есть
возможность водить малыша в бассейн, обязательно ею воспользуйтесь.
Источник:
Журнал "Аистенок"
Комментариев нет:
Отправить комментарий