интересное родителям



Кризис трех летнего возраста
С одной стороны, в это время кроха становится все более самостоятельным. Но одновременно в нем просыпается целенаправленное любопытство, которое — конечно же — малышу очень хочется удовлетворить. Ощущая свои возможности, ребенок начинает все более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы составить обо всем собственное мнение.
Каприз или кризис?
С точки зрения развития у малыша способности любить, он на этой стадии словно хочет постоянно удостоверяться: его любят таким, какой он есть, когда он с мокрыми штанами или грязной попой, когда убегает и настаивает на своем, когда действует по собственному усмотрению, вопреки предложенному взрослыми «разумному» пути решения проблемы. Малыш становится строптивым и своевольным. Он хочет все делать сам, даже то, что не умеет.
Что же такое этот самый пресловутый «негативизм» и чем он отличается от «капризов» и непослушания?
Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, что его просили не потому, что ему этого не хочется, а именно потому, что его попросили об этом.
Негативизм отличается от непослушания, когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят чем-то более важным для себя или интересным. Негативизм адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое, более интересное для него занятие и он согласился, то изначально это было непослушание. При негативизме он станет отрицать все, что бы ему ни предлагалось.
При этом негативизм обычно «избирателен» по отношению к окружающим: малыш отказывается выполнять указания кого-то конкретного: мамы, няни, одной из воспитательниц. С остальными он может быть покладистым и милым. Главный мотив, который движет здесь ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот. Упрямство малыша выражается в это время и в том, что он если сам требует чего-то, то делает это опять же не потому, что ему так хочется, а потому, что именно он этого потребовал.
Негативизм отличается и от капризов. Капризы — и родителям стоит вспоминать об этом почаще — это способ привлечь к себе внимание, пусть даже негативное. Малышу кажется, что «по-другому» его не замечают, то есть какие-то важные для него моменты взаимоотношений со взрослым были упущены. Именно поэтому дети так часто капризничают, когда мама забирает их из садика или возвращается из командировки, — для них это пока единственный способ приковать к себе ее внимание «на подольше». Избавиться от таких капризов проще простого — удовлетворить потребность малыша быть любимым, выслушанным, обласканным.
Бунт на корабле
Кризис трех лет — это прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Он протекает остро лишь в том случае, когда взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие с их малышом, если они предпочитают партнерские отношения гиперопеке или авторитарному стилю поведения, конфликтов практически не будет или они будут иметь лишь преходящий характер. Скорректировать взаимоотношения маленького бунтаря с родителями специалисту бывает несложно, поэтому, если вы не справляетесь сами, не постесняйтесь обратиться за помощью, дабы не портить жизнь ни себе, ни ребенку. В этот период у ребенка впервые просыпается и может ярко проявляться агрессия. Переживать по этому поводу не стоит — чаще всего ребенок и сам не понимает, что с ним вдруг случилось, и — главное! — совсем не знает, что делать с этими возникшими в нем очень сильными эмоциями. Задача родителей — подсказать, объяснить, научить кроху выражать негативные эмоции без причинения вреда как окружающим (через внешние действия), так и самому себе (посредством подавления, отложения или замещения). Делать это надо, конечно, не в тот момент, когда малыш разбушевался и ничего не понимает, а тогда, когда он спокоен — через игру, сказку, рисунок. Очень хорошо действует шуточная битва подушками, бросание друг в друга газетных шариков, рисование всей ладонью с размахом на больших листах или стенках ванной, откуда следы такого терапевтического творчества легко смыть.
Учимся играть
Три года — тот возраст, когда ребенок готов к переходу от простых манипулятивных игр — постучать, повозить, побросать — ко все более усложняющимся сюжетам. Однако в этом ему требуется помощь старших, особенно если ребенок в семье один или старшие дети с ним не играют. Помогите крохе выстроить последовательность действий, разберитесь, что и как будет делать в предлагаемой ситуации каждый из его персонажей. При этом постарайтесь не навязывать свое видение, а следовать за представлениями малыша о том, как должна протекать игра, как кого зовут, что он говорит, что делает, каким характером обладает. Ведь помимо развлекательных моментов в игре ребенка часто присутствует проигрывание важных для него ситуации, поиск правильного поведения в тех или иных обстоятельствах, борьба со страхами или иными негативными эмоциями.
Проигрывать можно и вполне реальные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых малыш чувствовал себя неуверенно или в которых ему предстоит оказаться. Одной из таких важных тем для трехлеток становится посещение детского сада или выход мамы на работу. Чтобы малыш чувствовал себя увереннее и свободнее в новых обстоятельствах, придумайте с ним сказку, рассказывающую в подробностях, как, например, одна из его любимых игрушек отправилась в садик, играла там с такими же зверятами или ребятами, рисовала и лепила, пела со всеми песенки, обедала, встречала вечером маму... Так же, в игровой форме кроха сможет узнать и о правилах поведения в садике, и о том, как общаться и играть с другими детьми и чужими взрослыми, и о том, как вежливо попросить или сказать о чем-то для себя необходимом. Ведь три года — еще и возраст, когда малыш начинает активно общаться со сверстниками, уже без помощи и даже частенько без присутствия родителей. И, соответственно, получает первые уроки того, как знакомиться, играть вместе, делиться игрушками, решать конфликтные ситуации, защищать себя и отстаивать свои интересы.
Родители часто задаются вопросом: а как понять, готов ли малыш к детскому саду? Может быть, лучше, если он еще какое-то время посидит дома с няней или бабушкой?
Чтобы понять это, понаблюдайте за своим ребенком повнимательнее. Как он играет и общается с другими детьми? Если он не испытывает при этом особых затруднений, умеет находить выход из конфликтных ситуаций и особенно если ему интереснее со сверстниками, чем дома в привычном окружении, можно считать, что особых затруднений во вхождении в детский коллектив он не испытает. Конечно, очень важным фактором является обученность хотя бы элементарным навыкам самообслуживания: малыш умеет по большей части сам одеваться (ему требуется помощь лишь со сложными застежками или завязками), самостоятельно и при этом достаточно быстро и аккуратно есть, приучен пользоваться туалетом, мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком и салфеткой за обедом. Частенько мамы, намучившись с маленькими строптивцами, стремятся спихнуть их в сад, надеясь, что профессионалы-то справятся там, где родители оказались бессильны. Лучше этого не делать — ведь кроха не виноват в том, что растет и развивается, и в данный момент он нуждается всего лишь в повышенном внимании и любви именно близких людей, а не в отлучении от них.
И ни в коем случае нельзя грозить ребенку садиком как наказанием за непослушание — в этом случае, скорее всего, он никогда не сможет нормально адаптироваться в новых условиях.
Эйнштейны, Моцарты, Ван Гоги
Три года — возраст, когда у малыша уже достаточно ярко проявляется заинтересованность в каких-то конкретных делах и занятиях, если, конечно, взрослые помогали ребенку и знакомили его с ними. Одни готовы полдня возиться с красками и пластилином. Другие, чуть заслышав звучание любой мелодии, принимаются напевать и танцевать. Третьи увлеченно возятся с конструктором и собирают сложные мозаики, четвертых не оторвешь от книжек с картинками, пятые — лучшие друзья всех окрестных Шариков и Мурок...
Мой сын, например, в этом возрасте готов был часами стоять на вокзале и рассматривать электрички, знал все поезда «в лицо» и запоминал страницами скучнейшие тексты из энциклопедии про поезда. «Ту-ту» были и друзьями, и развлечением, но под их «соусом» мы разобрались во множестве сложных вопросов, связанных со скоростью, движением, размерами, длиной, географией, физикой... Ведь это так интересно — вернувшись с прогулки, найти на карте, что это за таинственные города: Орел, Тула, Херсон, Сочи. А почему один поезд едет быстро, а другой — медленно? Товарный — длинный, а электричка — короткая. И вагоны с мостика считать удобно. А почему, когда стоишь снаружи, то едет поезд, а когда внутри — то кажется, что ты сидишь на месте, а перемещается все вокруг? Так с помощью любимого увлечения можно погрузить ребенка в мир увлекательных исследований окружающей действительности и ее законов, и это не будет ему в тягость, а, наоборот, будет восприниматься с восторгом и воодушевлением и запоминаться с легкостью и надолго.
А вот простое заучивание букв и цифр — к сожалению для многих родителей, гордых тем, что их малыш может без запинки отбарабанить «раз, два, три, четыре, пять...», — вовсе не свидетельствует о развитии интеллекта, а неправильное обучение частенько даже мешает в дальнейшем подросшему малышу учиться читать и считать. В этом возрасте гораздо полезнее освоить занятия и игровые упражнения, которые действительно будут готовить малыша и к пониманию законов математики, и к чтению, будут способствовать развитию речи и словарного запаса.
Например, замечательная игра «Полслова за тобой» — вы называете крохе начало слова, а он его заканчивает. Сначала используйте простые слова, можно даже сопровождать их показом картинок или игрушек либо простыми пояснениями. Например, вы говорите: «Кто говорит "гав-гав?" Это Со-ба...» — малыш должен закончить «...ка». «Амяу-мяу? Кош...» — «...ка». При этом, если сначала ребенок обычно называет все слово, постепенно переводите его на произнесение именно окончания, чтобы он привыкал слышать слова по частям. Потом можно поменяться ролями — он загадывает слово, а вы его продолжаете. Интересно придумывать и слова, которые начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному: «Ко...»— «...ни»; «Ко...» — «...за»; «Ко...» — «...рова» и т.д.
Другая игра — «Назови, какой он бывает» — учит малыша различать признаки и свойства. Вы называете предмет или, например, животное, а малыш придумывает 3—5 его качеств. «Трава...»— «Зеленая, высокая, сухая, скошенная, густая». «Я знаю пять...» (цветов, видов транспорта, животных, птиц, имен и т.д.) — игра, которая поможет малышу научиться классифицировать и объединять предметы, а заодно и познакомит его с окружающим миром.
В этом же поможет и игра «Найди лишнее» — вы показываете или называете малышу три предмета, объединенных одним свойством, и одно — лишнее, которое он и должен угадать.
Очень простая и полезная игра «Что из чего состоит» — спросите ребенка, знает ли он, что делают из молока (творог, масло, сыр, сметану, мороженое...). А что кладет мама в суп? А что нужно, чтобы построить дом? Или нарисовать картинку? Чем бы ни увлекался ваш кроха, постарайтесь побольше обращать его внимание на происходящее вокруг: на звездное или покрытое облаками небо, смену времен года и погодные особенности, различные растения, на Варианты нормы Три года — это еще и возраст резких контрастов между самими трехлетками. Одни к этому времени говорят сложными предложениями, легко учат стихи, поют и танцуют, демонстрируют яркие способности, а другие — только начинают выражать свои мысли предложениями, никакие научаться самостоятельно орудовать ложкой и застегивать куртку. Причем и то, и другое, в общем-то, варианты нормы. Однако, чтобы не возникало лишних беспокойств из-за сравнения «своего» с «соседскими», ориентируйтесь на следующие, конечно, тоже весьма приблизительные показатели, от которых обычно отталкиваются специалисты, тестируя уровень развития трехлеток.
Итак, хорошо, если бы к трем годам ваш малыш умел:
• правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами «в», «на», «за», «под»; употреблять предложения с однородными членами;
• быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из четырех частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями;
• находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине);
• называть свое имя и фамилию; имена людей его ближайшего окружения;
• называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи «обувь», «мебель», «посуду»); знать и называть шесть основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов;
• концентрировать внимание, то есть выполнять задание, не отвлекаясь, в течение примерно пяти минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу;
• запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
• изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
• самостоятельно есть ложкой, разламывая при необходимости еду на куски (котлету, омлет), наливать сок из пакета в чашку, знать назначение столовых приборов;
• самостоятельно одеваться, с помощью взрослого справляться с любыми застежками, находящимися впереди или сбоку. животных, птиц — даже на разнообразие товаров в магазине, куда обычно отправляетесь за молоком! Все это поможет ему расширить словарный запас, перевести его из пассивного в активный, начать строить сложные предложения, пользоваться прилагательными и наречиями, различать интонации речи, состав и звучание слов.
Двигательная активность
Три года — это еще и тот возраст, когда ребенок учится владеть своим телом, активно формируются его двигательные навыки. Поэтому, помимо рисования, счета и книжек, не забывайте отводить достаточное количество времени на подвижные игры. Не стоит забывать, что от двигательной активности в немалой степени зависит и рост, и развитие мозга, и формирование межполушарных связей, и интеллектуальные способности.
Конечно, прежде всего это игры на улице — ребенок в этом возрасте может вполне успешно освоить различные виды игры в мяч (бросать его одной и двумя руками, бить по нему ногами, бросать в цель, ловить, перебрасывать через сетку, отбивать ракеткой). Малыш быстро научится кататься на велосипеде и самокате, может начать кататься на роликах, коньках, лыжах. И, конечно же, просто как можно больше бегать, прыгать, лазать, кататься с горок, что дети обычно проделывают с удовольствием. Но даже если на улице плохая погода, а у вас маленькая квартира, можно придумать множество спортивных развлечений и на небольшом пространстве. Бег на руках по коридору, обходя препятствия, ползание на четвереньках и животе вперед и назад, кувырки, бросание мягкого мячика в цель, дартс, прыжки через невысокие препятствия, занятия на домашнем спорткомплексе... А вот в серьезные спортивные секции малыша отдавать пока не стоит, чтобы это не привело к одностороннему развитию определенных групп мышц и деформации скелета. Лучше найдите занятия ритмикой, аэробикой, подвижные игры именно для этой возрастной группы. Еще одно прекрасное занятие — плавание, так что, если у вас есть возможность водить малыша в бассейн, обязательно ею воспользуйтесь.
Источник: Журнал "Аистенок"

Комментариев нет:

Отправить комментарий